,Советский секс осознал сам себя только в конце эпохи, и он был более чем просто «репродуктивное поведение». Особенности секса в СССР и его отличия от современного секса. Именно секс, а не просто половая жизнь или репродуктивное поведение, как утверждают отдельные советологи. Но советский секс осознал сам себя довольно поздно. На вершине и на излете советского режима. На пике застоя.
1. Предисловие
В 1978 году на экраны вышел фильм Странная женщина. Про любовь юноши к зрелой даме и ее ответное сложное чувство. То есть на тему секса (а не возвышенной любви, или семьи и брака).
Но мало того. В рецензии на этот фильм газета Комсомольская правда отметила, что в СССР каждый третий брак распадается.
Это буквально назавтра перепечатала вся мировая пресса.
Потому что цифра эта была едва ли первым за десятки лет официальным (в советской официальной прессе опубликованным) указанием на количество разводов в СССР.
А раз есть огромное количество разводов, значит есть некий специфический момент человеческих переживаний, который не укладывается в узкие рамки понятия половая жизнь и деторождение. Есть секс как отдельная осмысленная в своей отдельности! ценность.
За год до того в 1977-м вышел научный труд Общая сексопатология под редакцией Георгия Степановича Васильченко.
Раз есть патология чего-то, значит, есть и это самое&hellip, Кстати, монография была очень тонкая и подробная. Нюансы сексуальных переживаний были описаны весьма тщательно, клинические случаи звучали, как целые рассказы, а то и повести.
Я уж не говорю о бесконечных машинописных восточных или западных пособиях по технике секса, а также о книгах Нойберта и Имелинского.
То есть секс в СССР был, разумеется.
Но говорить о советском сексе в целом — это, на мой взгляд, недопустимо сильное обобщение.
В составе СССР были мусульманские республики и регионы, было Закавказье, были автономии северных народов. Там была своя традиционная сексуальная культура. Как и в республиках Советской Прибалтики (хотя, судя по некоторым полевым наблюдениям и по художественной литературе, тамошний городской секс не слишком отличался от русского).
Своя специфика была и на селе, в отличие от города.
Не говоря уже о том, что в 1920 30-е годы, а также в первые послевоенные и в 1950-е годы тоже всё было не совсем так (или даже совсем не так), как в период с середины 1960-х по конец 1980-х годов.
Поэтому правильнее будет говорить о русском городском сексе конца советской эпохи. Примечание: к русскому в данном случае мы относим все сильно ассимилированные этносы, ибо в городе Москве невозможно было выделить украинскую, белорусскую, еврейскую, мордовскую, литовскую и т.п. сексуальные культуры в отличие, скажем, от азербайджанской.
Итак.
Но была ли у русского городского секса 1970-х какая-то советская специфика?
Наверное, да.
2. Доступность
Русский городской секс 1970-х был
a) легко доступен,
b) весьма недорог.
Прошу читателей извинить меня, но я не буду останавливаться на возражениях типа а вот я&hellip,, а вот мы&hellip, а вот в нашем кругу. Я никогда не ступал на палубу авианосца, и никогда не имел возможности созерцать 1 млрд. 340 млн. китайцев однако не говорю а вот у нас в пруду или а вот в нашем районе.
Кроме того, легко доступный не означает общеобязательный. В СССР курево было более чем доступно но курили далеко не все, были и борцы с курением.
Возможно, в доступности и дешевизне секса 1970-х и было его специфически советское содержание. Что-то вроде пресловутого равенства в бедности или столь же пресловутого батона за 13.
Опыт полевых исследований заставляет утверждать, что поиск или смена сексуального партнера вне или помимо брака в 1970-е годы ни в коем случае не являлся проблемой (ни для заинтересованных мужчин, ни для заинтересованных женщин). Также это не являлось свойством какой-то хорошо отграниченной социальной группы (напр., богемы или нищих-пьющих маргиналов).
Не буду утомлять читателя попытками типологии советских добрачных и внебрачных связей: служебных серьезных романов и легких приключений, адюльтеров, двоеженств и двоемужеств, студенческих, ПТУшных, фабрично-общежитских, а также стройотрядовских, картошечных и иных развлечений.
Не буду также загромождать изложение попытками классификации инфраструктурного и институционального сопровождения советского секса. Другими словами, не буду описывать многочисленные где (от спальни до лестничной клетки) и под каким идейным флером (от признаний в любви до мы взрослые люди! кому от этого хуже?) все это свершалось.
Впрочем, возможно, позже я вернусь к этим занимательным материям.
Но меня в данном случае интересует не столько доступность советского секса, сколько его чрезвычайная дешевизна.
Ухаживания не стоили ровным счетом ничего, ни копейки. Можно было не платить за кино и мороженое, не дарить букетиков, конфет и книжек, и уж конечно, не водить в кафе (поход в кафе вообще безумная роскошь и, вместе с тем, головная боль: кафе было мало, у дверей стояли очереди). Можно было, разумеется, делать все это платить, дарить и водить но это в общем случае не ускоряло процесса.
Презрение по отношению к тем, которые дают за ужин было весьма сильным. Главным сексуальным трендом было бескорыстие, подчеркивалось чисто советское различие между блядью и проституткой (в царской России это были синонимы). Проститутка это профессия, а блядь это призвание! — говорили в 1970-е годы отдельные лихие красавицы.
Но кстати о проститутках.
Цены на проституток (речь, разумеется, идет о низшем стандартном ценовом сегменте, поскольку верхнего предела тут в принципе нет) в советское время были весьма умеренные, не сказать, низкие. Цена от 3-х до 5-ти рублей считалась нормальной и в пригороде, и в районе метро Проспект Мира.
Меж тем как сейчас сопоставимая цена составляет 2.000 рублей (65 долларов)
Это и по отношению к средней заработной плате, и по паритету покупательной способности примерно в три-четыре раза дороже, чем было в СССР.
Чем объясняется такая дешевизна?
3. Тело и издержки
Почему русский городской секс был столь недорог в денежном выражении?
Можно ответить, что всему виной некая общая номинальная дешевизна советской жизни. Или что все дело в духовности и бескорыстии. Наверное, и в том, и в другом есть доля истины.
Однако мне представляется, что экономический момент (дешевизна) должен иметь экономическую же причину (низкие издержки).
В последние годы я не раз встречал однотипные, в общем-то, жалобы молодых женщин. Дескать, молодой человек не принес ни конфет, ни букета, ни в кафе не пригласил, не говоря уже о каком-то более серьезном подарке. И с ним пришлось расстаться. Не в вещах и не в деньгах дело, дело в справедливости! Оно и верно: подготовка к свиданию может влететь девушке в серьезную сумму: парикмахерская, солярий, эпиляция. А также другие значительные вклады: косметика и духи, красивое белье.
Издержки должны быть так или иначе покрыты.
Ничего подобного в 1970-е годы не было.
Одна пожилая писательница рассказывала: В наше время (то есть в 1930-е гг) бедная девушка перед свиданием мыла голову вот и вся косметика.
Разумеется, в 1970-е годы у бедной девушки была и помада, и тушь для ресниц, и тени для век, и духи, и дезодорант, и даже иногда какой-никакой крем для рук.
Но, тем не менее, подготовка тела к сексу стоила очень дешево. Можно сказать, практически ничего не стоила. Ведь душились и подкрашивали глаза так и так, независимо от сексуальных планов на вечер. Но не было ни фитнес-центров, ни соляриев, ни эпиляций, ни пилинга, ни антицеллюлитных процедур. Спектр парикмахерских услуг был куда скромнее, к косметичкам ходили немолодые дамочки, маникюр почти все делали себе сами (и никакого наращивания ногтей!), а педикюр даже самостоятельный был не очень-то распространен. Красивое белье было отдельной проблемой почти неразрешимой и оттого неактуальной.
Вернее будет сказать так: в 1970-е тело к сексу вообще не готовили.
И мыли его сравнительно редко.
Несмотря на то, что под руководством партии и правительства неуклонно росло число квартир с горячим водоснабжением, трудящиеся еще многие годы сохраняли привычку к еженедельной помывке. В детстве я жил в коммуналке там была ванная с горячей водой, но все жильцы в субботу выстраивались в очередь&hellip, Помню, мы жили уже в отдельной квартире, и к нам пришел один наш родственник. А я как раз закрылся в ванной, собираясь искупаться. Я услышал, как он спросил маму: А Денис где? Она ответила: В ванной, моется. Он изумился: А почему он моется во вторник? Только не подумайте, что я был чистюлей во вторник я мылся, скорее всего, потому, что пропустил субботнюю помывку, и стало уже совсем невмоготу&hellip,
Более того. В тогдашних книгах по домоводству было написано, что душ нельзя принимать чаще одного раза в неделю: возбуждает нервную систему.
Поэтому само тело и его ближайшее покрытие выглядело не очень-то у женщин и у мужчин. Ноги были волосатые, подмышки чаще всего тоже (бритье подмышек, ног, а тем более сами знаете чего считалось признаками проститутки или гомосексуала). Пятки были пошорхлые, ногти на ногах неухоженные, бывало и с темной каемкой&hellip, Носки (чулки) застиранные и зашитые-заштопанные, белье тоже заношенное и, страшно сказать, не самое свежее. То есть оно могло оказаться свежим если, скажем, секс состоялся после банного дня. А могло и нет. Вчерашние, позавчерашние и третьего дня трусики и майки (бюстгальтеры) и даже носки (чулки-колготки) были, увы, в порядке вещей.
Высокие издержки требуют компенсации.
Низкие не требуют.
Кажись, это ясно А.С. Пушкин.
Но был в ту пору секс неким социальным активом, ресурсом?
4. Обмены
Итак, вопрос.
Являлся ли русский городской секс 1970-х неким социальным или материальным ресурсом? Неким более или менее ликвидным активом?
Иными словами можно ли было в те времена получить нечто существенное в обмен на cекс?
Чтоб не мучить читателя, отвечу сразу: нет, в СССР в 1970-х секс не был таким активом.
Хотя, разумеется, было немало случаев, когда женщина (мужчина) получал(а) что-то реальное (деньги или общественное положение) в обмен на секс. Слово нет не означает абсолютно нигде и совсем никогда. Слово нет означает, что данное явление не было сколько-нибудь широко распространено, что его было значительно, явственно (в разы? на порядки?) меньше, чем сейчас.
Отчасти это было вызвано советским социальным контекстом. Деньги не были универсальным экономическим инструментом, наделить любовницу/любовника высоким социальным статусом (который в свою очередь дает доступ к деньгам) было весьма затруднительно. Разве что на уровне завмаг завсекцией или главреж актриса. Еще раз подчеркну, что такие случаи в т.ч. весьма яркие были, конечно же. Но не они определяли облик советского секса.
Могут возразить а как же бесчисленные и совершенно реальные истории о самых разных начальниках, которые одинаков принуждали женщин к сожительству и, бывало, устраивали себе целые гаремы, о преподавателях, которые принимали экзамены через койку и т.д. и т.п.? Как же проституция, наконец?
Отвечу.
Мы и сейчас живем в очень маскулинном, патриархальном обществе. В советскую эпоху, несмотря на титанические (я серьезно говорю) и во многом успешные усилия советской власти в области равноправия женщин общество было, мне кажется, еще более патриархально. Во всяком случае, не менее, чем сейчас.
Поэтому принуждение к сожительству в девяти десятых случаев отнюдь не было свободным обменом активами: она ему секс, он ей прибавку к зарплате. Увы, нет! Это было, коротко говоря, так: она ему секс, а он ее за это не уволит (поставит зачет и т.п.). То есть это было вполне разбойничье использование своих ресурсов с целью присвоения чужих.
Причем речь шла не о сладеньком как таковом. Речь в 90% случаев шла об удовлетворении желания доминировать, начальствовать, ощущать себя владыкой, хозяином. Ощущать свою маскулинность, мачизм (хотя тогда слова такого, кажется, еще не было). Для сравнительно редких советско-служебных Мессалин и Клеопатр примерно то же самое.
Кстати, проституция удовлетворяет те же самые желания, плюс желание унизить, причинить моральную (а иногда и физическую) боль, самоутвердиться, отомстить за какие-то прошлые сексуальные неудачи. Смешно звучат слова мужчина идет к проститутке за половой разрядкой — особенно наивно это утверждать в советском контексте бесплатного секса, сдобренного демографическим дефицитом мужчин.
Строго говоря, именно проституция и была той областью, где секс был ликвидным активом. Но в советское время проституция занимала куда более скромный социальный и культурный сегмент, чем сейчас.
Так что, повторяю, в 1970-е годы секс не был социальным ресурсом (или ликвидным активом). Советский секс в подавляющем большинстве случаев был простодушен и безогляден (в добровольных случаях), или столь же простодушно насильствен (в случаях начальник подчиненная).
Причины тому помимо всего прочего еще и чисто экономические. То, что не является объектом инвестиций, не может являться предметом (или инструментом) обменов. А в предыдущей части мы выяснили, что в СССР секс, как правило, не являлся объектом существенных материальных вкладов и затрат.
Вроде бы точка.
Но спросят: а как же советские молодые хищницы? Как же бесконечные советские рассказы о том, как фифочка окрутила академика?
Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?
Присоединяйтесь к нашей группе Telegram и узнавай о новых тестах первым! Перейти в Telegram
Поделиться в Facebook Поделиться во Вконтакте