,Можно без всякого стеснения прилюдно разглядывать обнаженных женщин, если речь идет об искусстве!Представляешь, можно без всякого стеснения прилюдно разглядывать обнаженных женщин, если, конечно, речь идет об искусстве! Может, стоит сходить в музей?
С изображениями обнаженных женщин происходит следующая штука: повесь ты эти картинки в музее или галерее, все будут говорить, что это искусство. А если те же самые вещи окажутся у тебя дома над кроватью, все решат, что ты либо больной, либо извращенец. Или и то, и другое. А это ведь крайне несправедливо. Но твоей вины здесь нет! Очень трудно провести границу между искусством и не искусством. Многие картины и скульптуры, которые сейчас находятся в музеях, подвергались жесточайшей критике, считались полной пахабщиной и долгое время не имели признания. Что совершенно неправильно! Потому что само по себе изображение половых органов, груди или обнаженных людей является нейтральной вещью, лишено каких-либо эмоций или дополнительного смысла. Эти картины становятся сексуальными или возбуждающими, только когда ты привносишь в них что-то свое, личное. Поэтому не стыдись и помни: искусство там, где ты меньше всего его ожидаешь увидеть, например, в твоей квартире. Что же произошло в последние годы и столетия с эротическим искусством, ты узнаешь прямо сейчас.
Кровать, стул, тронутая
2001
Эрик Фишл
Великая Американская обнаженная # 57
1965–1975
Том Вессельман
Стоящая обнаженная
1993
Джон Керрин
Купальщицы
1929
Тамара Лемпицка
Развлечения Эроса
1917
Герда Вегенер
Обнаженная у шкафа
около 1920
Феликс Валлоттон
Обнаженная на подушке
1917
Амадео Модельяни
Дельфийский оракул
1899
Джон Уильям Годвард
Лежащая обнаженная
1916
Эгон Шиле
Грех
1893
Франц фон Штук
Мадонна
1894–95
Эдвард Мунк
Стоящая на коленях женщина
1884
Эдгар Дега
Олимпия
1863
Эдуард Мане
Три грации
1639
Питер Пауль Рубенс
Спящие, или сон
1866
Густав Корбет
Венера Урбинская
1538
Тициан
Габриель Д,Эстре с сестрой в ванной
1594
Неизвестный автор
Даная
1636
Рембрандт ван Рейн
Рождение Венеры
1485–86
Сандро Боттичелли
«КОНФЛИКТ РАЗУМА С ИНСТИНКТАМИ»
Социолог культуры, автор и коллекционер Ганс-Юрген Дёпп об эротике в искусстве, порнографии и обнаженной груди.
Что же такое, собственно говоря, эротика в искусстве?
История современного эротического искусства началась в Европе с эпохи Возрождения. Постепенно человек отдалялся от религиозной веры: в центре мировоззрения уже находилось не божественное начало, а сам человек со своими потребностями и страстями. Не стоит, конечно, забывать и о социально-экономическом контексте: этот процесс отделения от религии ускоренными темпами шел в Италии, в процветающей стране с богатым торговым капиталом, склонной к роскоши, что, несомненно, способствовало и развитию искусства. Точно так же, как позднее, французское искусство (с большой долей эротики) во времена абсолютизма станет привилегией богатых, ни в чем не нуждающихся людей. Таких счастливцев, к сожалению, было немного.
Тогда получается, что изображение обнаженных мужчин и женщин в античности не имеет ничего общего с эротикой?
Имеет, конечно! Однако эти античные изображения еще не были связаны с идеей о грехе. Осознание греха пришло только вместе с христианством на Западе. Как говорил Фридрих Ницше: «Христианство дало Эросу выпить яд». Во времена античности людям были чужды такие мысли. И именно в эпоху Ренессанса давлеющая идея о грехе опять отступила.
Каким же образом соотносятся античные изображения с эротикой?
Само слово «эротика» произошло от имени бога Эроса, поэтому в исконном, первоначальном смысле они являются эротическими.
С какого момента начались разговоры об эротике? Когда люди увидели обнаженную грудь?
Для начала необходимо провести грань между эротикой и сексуальностью. Последнее является естественным инстинктом, объединяющим животных и людей. Сами по себе сексуальные механизмы не связаны с эротикой. Людей от животных отличает осознание сексуальности, сила воображения и фантазия. Наблюдать на видео за совокупляющейся парой – это еще не эротика. Мы ничего не знаем об их желании, власти друг над другом и готовности отдаться. А эротика заключается именно в этом.
Но на многих картинах изображены люди, занимающиеся сексом.
Вопрос в том, что именно эротического изображено на них. Эротика – это феномен дистанции. Это, скорее, обходной путь, сопутствующие действия, чем просто прямой путь к цели. Эротика возникает всегда, когда речь идет непосредственно о влечении или желании, например, когда расшнуровывается корсаж или закуривается сигарета. Искусство возбуждает намеками, поскольку сначала мы видим просто картинку. Это скрытый феномен: эротика обращена к душе, а не к половым органам.
В чем же тогда разница между эротикой в искусстве и сексом в искусстве?
Когда Пикассо спросили, чем отличается эротическое искусство от неэротического, после некоторого раздумья он ответил: «Любое искусство – эротическое. Если эротика отсутствует, то это уже не искусство!» Но противоположностью эротического искусства является порнография, а не искусство!
Когда начали говорить о порнографии?
Порнография – это не что иное, как понятие о морали и нравственности. Все, что касалось половых отношений и сексуальности, презиралось и считалось недостойным для изображения. Многое из великого искусства было признано порнографией и уничтожено. Человеку, свободному духом, хочется «откровенного» изображения: ему важно, чтобы оно «удалось» по своей форме и содержанию. При этом совсем необязательно, чтобы изображение было «красивым». Конечно, существует грубое и бездарное представление о сексуальном, которое мы и называем «порнографией». Но если и существуют какие-либо предубеждения против этого, то они носят исключительно эстетический характер. Поэтому предоставим рассуждать о порнографии святошам! И прокурорам!
Давайте вернемся к обнаженной груди.
Является ли обнаженная грудь эротикой? Она может быть сексуальным стимулом, но эротики в ней ровно столько же, сколько можно увидеть, взглянув на голову или лицо. Скорее эротичен сам процесс ее обнажения или кокетливый намек на обнаженность, проглядывающие очертания – вот что делает грудь объектом страсти и желания.
Произведения с эротическим содержанием стоят дороже, чем традиционное искусство?
В современной культуре все подлежит оценке, и разрыв обычно значительный: либо это искусство не имеет никакой ценности, либо ценится очень высоко, но только небольшим кругом коллекционеров. Например, можно выделить особую категорию порнографических работ, имевших превосходное оформление и изданных крошечным тиражом, которые предназначались специально для узкого круга зажиточных и образованных людей. Такие вещи становились раритетом и неминуемо поднимались в цене.
Почему изображение эротики в искусстве до сих пор остается спорным вопросом?
В нашей культуре четко сформировался конфликт разума с инстинктами, здравого смысла с иррациональной составляющей жизни. Именно поэтому эротика до сих пор воспринимается как некая демоническая сила, отпугивающая людей и вселяющая страх перед непреодолимым желанием. Иногда неодобрение и критика являются лишь своеобразной формой сексуального возбуждения, и, как оказывается, возмущенных лицемеров очень много. Но искусство должно смущать и сбивать с толку, тем более эротическое! Ведь оно всегда связано с риском. А кто готов рискнуть, плюнет на все условности!
Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?
Присоединяйтесь к нашей группе Telegram и узнавай о новых тестах первым! Перейти в Telegram
Поделиться в Facebook Поделиться во Вконтакте