О любви.

,Сейчас говорят о сексе. Любовь стала казаться анахронизмом. Что такое любовь? Возможно, я ошибаюсь, но в последние два-три десятилетия почти перестали говорить о любви. Тема любви, наполнявшая лирическую поэзию, музыку, изобразительное искусство, нашу повседневную жизнь, куда-то ушла. Кажется даже странным вдруг заговорить о любви — ответом будут иронические усмешки.



Сейчас говорят о сексе, о бойфрендах и тому подобных вещах. Какая любовь, когда в газетах печатают объявления молодых девушек, предлагающих свои услуги? Любовь стала казаться анахронизмом. И это очень печально и тревожно, ведь способность любить — отличительная черта человека. Утрачивая способность к любви, мы утрачиваем человеческое в себе, мы становимся ближе к животным, которые тоже спариваются.



Обычный нормальный человек, которому нужно зарабатывать на жизнь, кормить детей, платить за квартиру и за проезд в общественном транспорте, ни о какой философии, как правило, не думает. Люди, имеющие отношение к высшему образованию, кое-что слышали о философии и могут обосновать своё отрицательное отношение к преподаванию этой дисциплины в вузе.



Любовь — очень широкое и весьма расплывчатое понятие. В Античности греки выделяли два вида любви. Спокойное устойчивое чувство — почитание, привязанность, преданность — они называли «филиа». Это любовь к родителям, к какому-то роду занятий, к родному городу, к отечеству. От этого корня происходят некоторые наши современные слова: «филантропия» — любовь к человеку, «философия» — любовь к мудрости, «филадельфиа» — любовь к братьям и сёстрам. Иногда филиа может превращаться в страсть, например любовь к власти, к богатству, к славе или к наслаждениям, но тогда она заслуживает осуждения.



Иной характер носит половая любовь. Греки называли такую любовь «эросом» и обожествляли её как неудержимую стихийную силу, оплодотворявшую весь космос. В отличие от филиа, эротическая любовь стихийна, безудержна и непостоянна. Через неё осуществляется мощное стремление жизни к своему продолжению, размножению, её порыв к бессмертию. Поэтому она свойственна не только человеку, но и животным. Эрос — это неудержимое тяготение к противоположному полу. Оно ярко и наглядно проявляется в ранней юности, когда молодой человек влюбляется во всех женщин. Вспомните Керубино из комедии Бомарше или оперы Моцарта «Женитьба Фигаро»: он вспыхивает страстью и при виде графини, и её служанки, и первой встречной поселянки. Именно половую любовь воспевали поэты, она пронизывает драматургию, литературу, музыку, живопись.



У человека со вполне развитым сознанием эротическое влечение приобретает специфически человеческие черты. Нас тянет не ко всем представителям противоположного пола, а лишь к одному. Лишь один из миллионов людей может доставить нам высшее эротическое наслаждение — то невыносимо острое переживание, которым природа вознаграждает нас за зачатие новой жизни. Человек не просто животное, наделённое физиологическими инстинктами, но личность, психически и духовно уникальная, и нас влечёт именно личность во всей её телесно-духовной полноте. Одухотворённый эрос — это и есть то, что мы называем половой любовью.



В чём же суть духовной стороны любви? Русский философ В. Соловьев полагал, что духовный смысл любви заключается в преодолении естественного человеческого эгоизма. Конечно, каждый человек в себе самом видит высшую ценность, себя он любит прежде всего, себя бережёт и о себе заботится. Каждый человек — центр своего внутреннего мира, тот стержень, вокруг которого вращаются его чувства и мысли, его желания и помыслы. Но когда человека захватывает любовь, то вдруг оказывается, что другой человек — любимый — тебе дороже, чем ты сам. Центром твоего внутреннего мира становится другой. Его существование наполняет новым смыслом всю твою жизнь, ты уже не одинок в своём внутреннем мире, вас двое. Рисунок облаков напоминает тебе её нежный профиль, вдыхая аромат цветка, ты представляешь, как бы им восхищалась она, читая интересную книжку, ты отмечаешь места, которые понравились бы ей. Любимый человек как солнце освещает весь мир твоего сознания, все вещи вокруг как бы обретают новые свежие краски, а душа наполняется нескончаемой радостью. Два любящих человека похожи на двойную звезду: каждый вращается вокруг любимого, живёт и дышит им.



Сад, где б я жил, — я б расцветил тобой,

Дом, где б я спал, — тобою бы обставил,

Созвездия б сиять тобой заставил

И листьям дал бы дальний голос твой.



Любовь возвышает человека, делает его более чутким, благородным, терпимым. Любовь побуждает человека к самосовершенствованию. Ты с нежной внимательностью относишься к любимому человеку, ты стремишься стать лучше, чтобы быть достойным ответной любви. А взаимная забота друг о друге, полное физическое и духовное слияние доставляет такое сокрушительное, такое ошеломляющее наслаждение, которого не способно доставить удовлетворение простого физиологического влечения.



Да, многие из нас — верующие и атеисты — считают, что воровать нехорошо, убивать нельзя, что нужно быть честным, относиться к окружающим доброжелательно и т.д. Но почему мы считаем эти моральные нормы обязательными? Почему мы испытываем угрызения совести, когда отступаем от них? Здесь у сторонников религиозной морали сильная позиция и ясный ответ: потому что так заповедал Бог, нарушая Его заповеди, мы совершаем грех. У верующего человека есть высший авторитет, освящающий, обосновывающий его нравственные принципы. Но к чему может апеллировать атеист?



Многие мыслители обращали внимание ещё на одну сторону любви: наряду с преодолением эгоизма, наряду с обожествлением любимого человека, в любви присутствует ещё и чувство сострадания, сочувствия к любимому. «Если любовь-Эрос не соединяется с любовью-жалостью, то результаты её бывают истребительные и мучительные. В Эросе самом по себе есть жестокость, он должен смиряться жалостью» (Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 87). По-видимому, это верно: в окружающей нас жизни достаточно много грязи и мерзости, в ней немало грубости, страданий, боли, да и сам ты способен невольно причинить боль любимому человеку. Осознавая это, ты стремишься уберечь любимого человека от ударов и ушибов жизни, оградить его от тех переживаний и неприятностей, которые угрожают нам со всех сторон. Ты сочувствуешь любимому и вместе с ним переживаешь его боль, его огорчения, его обиды.



Увы, любовь не всегда встречает ответное чувство, бывает и безответная любовь. Но и она прекрасна и необходима человеку! Она так же освещает душу, так же возвышает, как и взаимная любовь.



Я другом ей не был, я мужем ей не был,

Я только ходил по следам, —

Сегодня я отдал ей целое небо,

А завтра всю землю отдам!

Прогулка. Влюбленные. Марк Шагал.

Прогулка. Влюбленные. Марк Шагал.

Кажется, одухотворённый эрос — высшая разновидность любви — уходит из нашей жизни. Остаётся лишь филиа, да и то не любовь к людям, к отечеству или к друзьям, а к вещам, комфорту, к физиологическим наслаждениям. В мире, где господствуют товарно-денежные отношения, люди привыкают смотреть на других людей как на товар, который можно купить. Хуже того, они начинают и на себя смотреть как на товар! Девушка, победившая на конкурсе «Мисс Россия», гордо заявляет: «Теперь я могу выйти замуж за олигарха!» Её ценность в собственных глазах возросла, и теперь она готова продаться только очень богатому человеку. Какая уж тут любовь! Остаётся лишь секс — физическое упражнение, снимающее половое напряжение, а люди превращаются в партнёров по сексуальной физкультуре. И становится даже не важно, к какому полу принадлежит твой партнёр. Не свидетельствует ли это о том, что современная постиндустриальная цивилизация постепенно превращает нас в животных?



Поэты и философы на протяжении тысячелетий пытались понять, что такое любовь, описывали её проявления, её виды и этапы, но всё-таки любовь до сих пор остаётся чем-то непостижимым. В самом деле, почему, за что мы вдруг влюбляемся в какого-то человека? Часто кажется, что нет никаких оснований для любви, порой мы впервые видим человека, но она внезапно вспыхивает в нашей душе и ничего поделать с этим нельзя: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (Булгаков М. Мастер и Маргарита). Вот эта непредсказуемость, неожиданность любви, её необъяснимость никакими рациональными соображениями составляет её величайшую тайну. Тебе говорят, что он (она) некрасив, не очень удачлив и не умеет зарабатывать деньги или не умеет готовить обед, но любящему человеку всё это безразлично. Более того, недостатки любимого превращаются в его глазах в достоинства, приобретают характер милых своеобразных черт, не менее драгоценных, чем сами достоинства и достижения. Поэтому нет человека, недостойного любви, каждый вправе надеяться на то, чтобы любить и быть любимым.



Но столь же неожиданно любовь может уйти. Ещё сегодня человек освещал и согревал твою жизнь, а уже завтра он стал тебе безразличен и серый туман окутал твою душу. Почему? На этот вопрос порой трудно разумно ответить. Остаётся лишь надежда, что это капризное удивительное чувство однажды вновь вспыхнет в твоей душе.

L
o
a
d
i
n
g
.
.
.

Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?

Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.
ответ:

Присоединяйтесь к нашей группе Telegram и узнавай о новых тестах первым! Перейти в Telegram

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
LoveTrue.ru - Искренне любить
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: