,Ее голос пленял остров Лесбос, и не было в мире более красивой женщины, чем она. Мать греческих страстей и прихотей латинских,
О Лесбос, родина томительнейших уз,
Где соплеменник солнц и молний исполинских,
Был сладок поцелуй, как треснувший арбуз.
Ш.Бодлер
Лесбос – третий по величине остров Греции, омываемый водами Эгейского моря. Его история, культура, природа уникальны, потому что и сегодня, кажется, что здесь вы запросто можете встретить кого-нибудь из богов греческого пантеона.
Именно Лесбос подарил миру поэта Алкея и живописца Феофила. Но только на этом острове в шуме волн, шепоте листвы, вздохах ветра и аромате растений слышатся стихи самой загадочной женщины мира. Их легко узнать по стихотворному размеру и особому изяществу. Не удивительно, ведь он назван в честь самой загадочной женщины мира, которая жила 25 веков назад. Эти тысячелетия превратили ее имя в легенду, ведь все достоверные сведения молчаливо хранит время.
В любое время года, но особенно летом на остров приезжают многочисленные толпы туристов. Местные жители совсем не рады этому: они говорят, что такой интерес к острову и личности женщины, жившей так давно, плохо влияет на их детей. Но эту ситуацию никто не сможет исправить, даже время оказалось бессильным.
Она принадлежала к древнему аристократическому роду и родилась в 612 году до н.э. На эолийском диалекте ее имя Псапфа (ясная, светлая), но в историю она вошла как Сафо: поэтесса и женщина ‘фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая’ (Алкей). Была ли она красива? Ее внешность мы можем оценить, увидев портрет поэтессы на фресках Помпеи. Была ли она красива? ‘Если безжалостная природа отказала мне в красоте, ее ущерб я возмещаю умом. Я невелика ростом, но своим именем могу наполнить все страны’, — так Овидий мудро сказал за Сафо.
Когда она, одетая в одежды цвета пурпура или шафрана, с живыми цветами в волосах, брала в руки лиру, то ее голос пленял остров Лесбос, и не было в мире более красивой женщины, чем она. Не этой ли мудростью сегодня пользуются тысячи женщин, а потому могут смело повторять ее слова:
Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая,
От этих уст к его устам
Летит улыбка молодая…
Но сегодня почему-то именно на ней лежит грех, который в древней Греции и грехом-то не был: ее считают ‘основоположницей’ однополой женской любви, что, конечно же, не так. Все было иначе: ‘лесбийская любовь’ возникла до Сафо и была известна не только на Лесбосе. Если верить самому Плутарху, то такое случалось и в Спарте. В оправдание Сафо писал и Лукиан: ‘Женщины Лесбоса действительно были подвержены этой страсти, но Сафо нашла ее в обычаях и нравах своей страны, а не изобрела сама’.
Просто Сафо первой из женщин воспевала любовь, то есть была основоположницей любовной лирики, как Гомер — эпоса. Ее стихи ‘были смешаны с пламенем’, писал Плутарх. А что может быть опаснее слов, даже если они прекрасны?
Бог Эрос и дом, ‘посвященный музам’
Эрос – бог любви и спутник Афродиты. Он олицетворяет любовное влечение, от которого, как мы понимаем, зависит продолжение человеческой жизни. На земле музой Эроса стала Сафо:
Эроса ставшая музой, Сафо, эолийского града,
Каждый в тебе молодой ищет опору в любви.
Диоскорид
Известно, что Сафо возглавляла культовое объединение, посвященное Афродите, которое называлось Дом Муз.
Девушки с Лесбоса, к роще священной, вы волоокой
Гере, танцуя, свой шаг быстрой ускорьте стопой.
Хор в честь богини устройте прекрасный. Наставницей вашей
Станет Сафо, в руки взяв лиру златую свою.
Танец веселый одарит вас счастьем. Сама Каллиопа
Словно пред вами поет сладкие гимны свои.
Неизвестный поэт
Это была школа, где девушки обучались игре на музыкальных инструментах, танцам, декламации, стихосложению. Их называли ‘гетерами’, что значит ‘подругами’. Интересно, что они не просто повышали свое образование, а таким образом готовились к замужеству. Но, кроме того, Дом муз был самым знаменитым античным богемным салоном, куда приезжали женщины со всей Греции и даже других стран. Дамы знатного происхождения собирались здесь, чтобы сочинять, читать и слушать стихи, а также находить удовольствие в обществе друг друга. Это было содружество женщин – фиас. Именно так назывались все общества, имевшие общий культ. Атмосфера Дома Муз античными авторами сравнивалась с той, что была в кругу Сократа. Виноват был, конечно же, Эрос…
Эрос вновь меня мучит истомчивый —
Горько-сладостный, необоримый змей.
Сафо
Альма-Тадема Лоуренс — Сафо и Алкей (Lawrence Alma Tadema — Sappho and Alcaeus)
Об избранницах Сафо известно очень мало. И это не удивительно, ведь до нас дошло только 170 фрагментов ее произведений. Так что же говорить об именах и подробностях любовных историй? Сохранились сведения, что одну из подруг звали Аттида и она уехала с острова, а другую — Родопа (что в переводе значит ‘розовощекая’). Эта девушка посеяла раздор между Сафо и ее братом Хараксом, который привез Родопу из египетского города Навкратис в столицу Лесбоса — Митилены. Она не отвечала взаимностью Сафо, что мучило ее, да и брат был огорчен случившимся. Он отвез девушку назад, но все равно потерял ее.
Сохранилась такая легенда: однажды Родопа купалась в Ниле, на берегу лежали ее сандалии. Одну из них унес орел и уронил перед фараоном Амазисом. Он был удивлен маленьким размером женской сандалии и потребовал найти хозяйку. И Родопа стала наложницей фараона.
Но, конечно же, историков и почитателей творчества Сафо интересует один пикантный вопрос: а был ли в ее жизни мужчина? Ей приписывают платоническую любовь с поэтом Алкеем. Но тот так никогда и не признался ей в любви, видимо, по причине робости: ‘Сказал бы, но стыжусь’ (Алкей). Да, Лесбос не был островом женщин. И там жили мужчины, которые могли появляться даже на пирах любви в Доме муз. Был ли в реальности у нее муж и дочь, сказать трудно. Одни исследователи говорят, что мужа звали Керкилас, а дочь — Клейс и они умерли.
Дитя у меня есть родное,
Прелестное, точно цветочек,
Сияющий пышной красою!..
Сафо
Другие подчеркивают странность имени мужа, потому что kerkos – это мужской детородный орган. А слово ‘дитя’ вполне могло быть обращением к подруге, а не к дочери. Но все-таки дух мужчины видится многим и сегодня. Потому что Сафо давно нет, но по сей день стоит левкадская скала.
Левкадская скала – лекарство от любви.
Левкада – это также небольшой греческий остров, тоже любимый туристами. Причина для этого тоже есть. Здесь на Левкадийской скале когда-то был вынужден сидеть Амур, предостерегая влюбленных от самоубийства. Но почему же он не смог спасти Сафо? Или не было никакого прыжка со скалы и любви к мужчине, ради которой можно было расстаться с жизнью таким способом?
Все очень просто: ‘броситься с Левкадской скалы’, находящейся на краю мыса Левкатас, — это значит избавиться от любви, излечиться, очиститься от страстей. И сегодня по вьющейся грунтовой дорожке можно пройти к мысу, минуя Храм Аполлона, на основании которого была построена православная церковь.
Но кто же тогда Фион? Этот молодой красивый грек занимался простым делом: перевозил пассажиров с Лесбоса на малоазиатский берег. Но почему тогда его сделала избранным сама Афродита и дала ему снадобье, которое помогало влюблять в него всех женщин.
Согласно мифам Фион был все-таки божеством, и к тому же очень оригинальным: с помощью умащиваний тела он возвращал молодость. Может быть, Сафо, забыв всех подруг, действительно стала его жертвой, вот только на любовном фронте или в борьбе за молодость? Потому что Фион отказал ей. Но в чем именно, мы, к сожалению, никогда не узнаем.
Чарльз Глэйр — Сафо (Marc Charles Gabriel Gleyre, Sappho).
На ее стихах выросло новое поколение поэтов – Овидий, Гораций, Катулл, Апулей… И не только они. Ее изображение чеканилось на митиленских монетах. Ее портреты писали многие выдающиеся художники мира — Давид Жан Луи ‘Сафо и Фион’, Чарльз Глейн ‘Вечерний туалет Сафо’, Г. Климт ‘Сафо’, Г.Моро ‘Сафо’, Пьер Нарцисс Герен ‘Сафо на Левкадской скале’, — обращаясь к своему воображению и ее стихам.
Но, несмотря ни на что, Сафо осуждали, ее имя порочили? Во время ее жизни, потом и через века. Но ее всегда защищали стихи других мужчин и, конечно же, женщин, живших столетия после нее:
Но если злобы клевета
Тебя не минет, верь, — едва ли
Тебя осудят те уста,
Что так недавно целовали.
М. Лохвицкая
Но все-таки Сафо – это не личная жизнь женщины в контексте общества, а поэзия, и она — бессмертна.
Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?
Присоединяйтесь к нашей группе Telegram и узнавай о новых тестах первым! Перейти в Telegram
Поделиться в Facebook Поделиться во Вконтакте